Вот и дошёл до абсурдного результата процесс "усиления роли государства в экономике" — главного тренда 17-летнего правления В.В. Путина.
Отныне законами и распоряжениями 90 "конкретных юридических лиц", состоящих при государстве — от "Уралвагонзавода" и "Газпрома" до "Зарубежнефти", обязываются "осуществлять закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства".
О-ля-ля, полковник!
Как же так? Что же это за экономические образования, которых следует заставлять закупать "инновационную продукцию"? Почему у них нет внутренних стимулов к таким закупкам? Да и всегда ли они нужны?
Собственно, сам полученный результат — приговор чиновной системе, в которую входят "90 конкретных юридических лиц" в сегодняшнем глобальном конкурентом мире.
Вместо линии на конкуренцию частных компаний, в том числе и международных, вместо трудного поиска российскими компаниями своего места в глобальном мире наплодили костыльных местечковых государственных монополистов.
Кому-то создали комфортные условия, кого-то посадили на бюджетное финансирование программой милитаризации и вот он, по завершении "разгульных нулевых" и в разгар "провальных десятых" результат — нет у этих компаний внутренних стимулов для применения инноваций.
Зачем? Если спрос обеспечат всей силой государства. Заказы дадут той же силой. Помогут кредитами "госбанков". Возложат на других обязанность содержать то, что "нужно" начальству. Не оставят без заботы.
Вместо контроля по результату — в одном случае потребителями, в другом — государством, — создаваемым на свободных выборах, придумана чудовищная система "ручного управления" процессом. Эксплуатации потребителя, впихивания государству того, что ему не нужно, навязывания самим компаниям "инноваций" ради "инноваций".
Может быть, и есть у сегодняшней системы резерв (суверенные фонды, низкий государственный долг) на то, чтобы протянуть ещё несколько лет — в особенности, если удастся получить доступ на мировой рынок заимствований.
Но суть путинской экономической системы, в которой инновации стремятся ввести указами, — гнилая. За парадным телевизионным фасадом, повествующим об успехах страны, сокрыто поле для инноваций — пустые залы со ржавыми балками, капающей водой, бегом шустрых крысиных лап по потаённым углам.
Дерзайте, великие победители самих себя.